Ситуация в Европе стимулировала обратить внимание на страны африканского континента как важный логистический хаб. И не только это. В целом, Африка интересует инвесторов. Только в 2022 году приток прямых инвестиций сюда принес более сорока пяти миллиардов долларов. Континент интересен инвестированием в инфраструктуру и автостроение. Также привлекают возобновляемые источники энергии. Однако здесь есть свои вызовы.
Африканские страны кардинально разнятся. Кению или Замбию невозможно сравнить с Мали или Республикой Нигер. Социально-экономические условия существенно варьируются меж этими странами. Кения, со своей преуспевающей столицей Найроби, является технологическим хабом, известным как “Силиконовая саванна”, тогда как Мали и Нигер сталкиваются с большим трудом из-за политической нестабильности, низкого уровня развития инфраструктуры, а также с высоким уровнем бедности населения.
Расширение и модернизация портов
Транспортная инфраструктура континента остается пока недостаточно развитой. Но уже сейчас начинается модернизация портов. До этого они использовались в большинстве своем для экспорта. Размещались так, чтобы логистика от шахты до побережья была несложной.
Современные порты возникают по всей Африке. Около двух лет назад в Нигерии вблизи Лагоса заработал полностью автоматизированный глубоководный порт Lekki Deep Sea Port. Инвестором выступила китайская компания. Пропускная способность порта более 2,7 миллионов тонн в год.
Не менее мощный порт с пропускной способностью 2,65 млн тонн в год находится в Кении в городе Момбаса. Он собирает товары почти из всей Африки. Затем они экспортируются на другие континенты. Порт имеет специализированные терминалы.
Железнодорожная инфраструктура Африки: как реализуются ключевые проекты
Железная дорога фактически вторая после морского транспорта. Ей придают особое значение.
Страны континента со стабильной экономической и политической ситуацией имеют достаточно развитую инфраструктуру железной дороги. Одним из лидеров в этом является Кения. Именно здесь еще столетие назад была построена железнодорожная ветка. Она имела торговые пункты вдоль побережья. Строительство началось в городе Момбаса и завершилось в Кисуме.
Когда старая железная дорога исчерпала себя спустя столетие после ее создания, было проведено серьезное обновление. И это стало самым дорогим проектом после обретения Кенией независимости. Standard Gauge Railway строили с 2016 по 2018 год. На это ушло 3,6 млрд долларов. Десятую часть этой суммы выделили из бюджета самой страны. Значительную часть инвестировал Китай. Новая железная дорога должна была не только соединять города Кении, но и обеспечивать связь с соседями. Сейчас это оказывает положительное влияние на экономику страны, ведь расширяет международную торговлю.
Влияет ли политическая ситуация в странах Африки на логистику?
Африканское население открыто к сотрудничеству и в большинстве ожидает инвесторов и партнеров, ведь они могут улучшить не только инфраструктуру континента, но и качество жизни самих его жителей. Обеспечение городов и поселений электроэнергией, водой, предоставление рабочих мест – чрезвычайно важны для развития Африки. Однако не все так просто. Есть несколько рисков, которые могут оказывать влияние на логистику. Основная – это политическая нестабильность, ведь из-за этого:
- может оказываться давление на логистические компании;
- возможна задержка грузов;
- увеличиваются издержки на логистику.
Однако учитывая, что уровень заинтересованности местного населения в работе высок, а затраты на заработную плату наоборот – низкие, это можно нивелировать. Следовательно, важной стратегией планирования логистики будет учет этих нюансов и внесение их в перечень рисков сотрудничества с африканским континентом.
Преимущества, которые предлагает Африка как логистический хаб
Африка как логистический хаб пока на пути к своему развитию. Однако континент обладает высоким потенциалом. Это подтверждает примеры успешного сотрудничества с международными партнерами.
Китай является основным инвестиционным партнёром африканских стран. Благодаря его финансированию в Анголе построили Kilamba New City. Это город на 25 000 домов со школами и коммерческими объектами. А Ангола погасила расходы своей нефтью.
В целом Африка для инвесторов – это одновременно:
- низкие затраты на оплату труда;
- большой потенциал рабочей силы;
- значительные размеры континента;
- преобладание молодежи среди населения;
- недостаточно развитая транспортная инфраструктура;
- пробелы в поставках воды и электроэнергии.
Сочетание преимуществ и недостатков, которые могут устранить именно правильные инвестиции, значительно повысили роль Африки в мировой логистике. Активно инвестирует сюда Великобритания и Франция. Также вкладывают средства Нидерланды и Китай. К инвестициям присоединяется и Германия. И, как показывают последние тенденции, это только начало.
Ниже в таблице предоставлены данные, которые еще больше раскрывают потенциал африканского континента для инвесторов.
Страна |
Чем привлекает инвесторов |
Кения | Порт Момбаса: Один из самых больших портов в Восточной Африке, важный транспортный узел. |
Технологический хаб: Найроби, известный как “Силиконовая саванна”, привлекает инновационные компании и стартапы. | |
Инфраструктурные проекты: значительные инвестиции в дорожную сеть и железные дороги, включая проект Standard Gauge Railway (SGR). | |
Ефиопия | Экономический рост: Один из самых быстрорастущих ВВП в Африке. |
Промышленные парки: Развитие индустриальных зон, способствующих производству и экспорту. | |
Расширение авиации: Ethiopian Airlines является одним из самых крупных авиаперевозчиков на континенте, что повышает транспортную доступность. | |
Нигерия | Економический гигант: Самая большая экономика Африки с большой потребительской базой. |
Порт Лагос: Один из важнейших портов Западной Африки, обеспечивает значительную часть импорта и экспорта. | |
Инфраструктурные инициативы: Инвестиции в модернизацию транспортной инфраструктуры, включая авто дороги и железные дороги. | |
Южная Африка | Развитая инфраструктура: Высокий уровень развития транспортной инфраструктуры, включая порты, авто дороги и железные дороги. |
Порт Дурбан: Самый большой и загруженный порт в Южной Африке. | |
Логистический хаб: Важный центром для региональной и международной торговли. | |
Марокко | Порт Танжер-Мед: Один из крупнейших портов в Средиземноморье, стратегически расположенный для торговли между Африкой и Европой. |
Індустриальные зоны: Создание индустриальных зон, способствующих привлечению инвестиций в производство и логистику. | |
Транспортные коридоры: Развитие транспортных коридоров, облегчающих связь с другими частями Африки и Европы. | |
Гана | Стабильная политическая ситуация: Относительно стабильная политическая ситуация способствует привлечению инвестиций. |
Порт Тема: Основной порт страны важен для региональной торговли. | |
Економические реформы: Проведение экономических реформ, направленных на улучшение бизнес-климата. |
Внедрение новейших технологий в африканскую логистику
Африка еще часто вызывает ассоциации одной большой страны. Но это совсем не так, и, что важно помнить, часть населения имеет доступ к современным технологиям. Это особенно заметно в крупных городах демократических стран. И как бы это фантастически не звучало, именно африканский континент является лидером в мобильном банкинге. Поэтому автоматизация процессов, внедрение цифровых технологий во все сферы, а в логистику особенно – ключевые моменты для стран Африки.
Для улучшения логистических процессов актуальным может стать использование дронов и IoT. Это обеспечит сразу несколько преимуществ:
- контроль сохранности продуктов;
- возможность мгновенного оповещения о любых чрезвычайных ситуациях;
- контроль продукта в настоящее времени.
Успешные кейсы логистических проектов в Африке
Удобство от логистических проектов есть для обеих сторон: и для инвесторов, и для африканцев. Первые имеют возможность снизить время, а соответственно и затраты на транспортировку продукции или товаров. Жители африканского континента могут не только пользоваться современными транспортными услугами. но и получать от этого прибыль – например, устроиться на работу или получить большую занятость.
За последние десятки лет в Африке внедрено несколько проектов. Они улучшили логистику:
- построена 756-километровая железная дорога. Она разрешила проблему доступа к морю Эфиопии после отделения Эритреи. Таким образом, продолжительность поездки от Аддис-Абебы до Джибуты сократилась с 2-3 дней до 10-12 часов;
- реконструирована Бенгельская железная дорога. После чего скорость поездов на ней увеличилась втрое;
- возведено легкое метро Аддис-Абебы. На нем курсирует 41 трамвай. Это тоже улучшило логистику в Эфиопии.
Такие проекты, а также те, которые еще на этапе внедрения способны заинтересовать международных партнеров, поэтому экономика Африки имеет серьезные перспективы.
Будущее Африки как логистического хаба
Африка – это колоссальный рынок сбыта, поэтому континент нуждается в сотрудничестве с миром в качестве логистического хаба. И это уже отчасти работает. Но те, кто заинтересован в этом, должен учитывать, что основным инвестором уже является Китай, который имеет значительное влияние на континенте. Следует учесть еще привязку к внутренней валюте африканских стран и риски из-за возможности военных действий в некоторых из них. А еще – здесь достаточно высокая конкуренция. Потому что Африка все больше интересует международных инвесторов.