Морские перевозки во время войны в 2024 году. Что нужно знать?

28 April 2024, 18:15 - Леся Семеніхіна
Военное положение в Украине создало сложные условия для морской логистики. Конфликт привел к блокаде некоторых украинских портов, в частности, в Азовском море. Это ограничило движение судов с грузами, что имеет большое значение для международной торговли. В целом война в Украине оказывает комплексное влияние на морские грузовые перевозки, которое ощутимо как в региональном, так и в глобальном масштабах. Об этом более подробно описано в статье.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

С началом полномасштабного вторжения морские порты Украины были заблокированы для гражданского судоходства, прямые морские перевозки грузов в Украину стали невозможны. Поменялись маршруты доставки и сроки перевозки.

Логистика морских перевозок во время военного положения

Грузовые перевозки морем в Украину в военное время_картинка
Этапы доставки грузов морем в Украину во время войны

Украина имеет выгодное географическое положение. У наших стран-соседей есть выход к морю. Поэтому новые пути доставки пролегли через порты Европы – в основном через польские Гданск и Гдыню, через румынскую Констанцию. Иногда используют немецкий Гамбург и голландский Роттердам, турецкий Стамбул. (Кстати, многие компании, которые производят и экспортируют генераторы в Украину, имеют свои офисы и склады именно в Стамбуле, а доставка генераторов из Турции в Украину в 2024 году имеет большую актуальность в связи с военными действиями, приводящими к частым перебоям в электроснабжении.) Далее груз следует автомобилем или железной дорогой в Украину.

Востребован в период военного положения маршрут в дунайский речной порт Рени. На сегодняшний день это единственный украинский порт, который принимает контейнерные суда. Доставка из стран дальнего зарубежья осуществляется в Констанцию. Далее речным судном контейнеры могут следовать по Дунаю в Украину. Конечно, у этого порта нет таких мощностей, как у одесских портов, однако именно сейчас он выручает. Только в 2023 году был побит рекорд по доставке контейнеров по Дунаю.

Что нужно знать при заказе доставки морем во время военного положения

Поскольку европейские порты – это транзитные порты для украинских грузов, то необходимо учитывать ряд факторов при заказе доставки по морю:

  1. Груз в Украину может направляться в контейнере или перегружаться в тентованную машину. Какой способ выбрать – зависит от характера груза, возможности перегрузки из контейнера в машину, места назначения груза в Украине. Часто доставка в контейнере дороже, чем перевозка с перегрузкой в автомобиль, поскольку в основном пустой контейнер нужно возвращать в европейский порт. Пробег автомобиля считается в 2 стороны.
  2. При доставке груза в контейнере должно быть достаточно безвозмездных дней пользования контейнером от судоходной линии во избежание дополнительных расходов на демередж (сверхнормированное использование контейнера).
  3. При вывозе груза следует оформлять транзитную декларацию Т1. Это дополнительные расходы.
  4. Стоимость перегрузки из контейнера в автомобиль зависит от вида упаковки. Механизированная перегрузка паллет обойдется дешевле, чем ручная перегрузка коробок.

До начала перевозки желательно предоставить опытному логисту параметры груза, требования к перевозке, чтобы получить корректную смету, оптимальный маршрут перевозки и сроки доставки.

Как изменились сроки морских перевозок во время войны

Перевозки грузов по морю всегда были достаточно стабильны по времени, и каждый заказчик мог примерно рассчитать время, через которое получит свой товар. Однако сейчас термины несколько сместились:

  • из-за блокирования Суэцкого канала йеменскими хуситами транзитное время доставки через мыс Доброй Надежды выросло на 10-14 дней.
  • все чаще блокируются украинские границы европейскими бастующими. Это добавляет значительные сроки (7-14 дополнительных дней) простоя автомобилей в очереди.

Сейчас транзитное время по морю, например, из Шанхая в Гданск составляет около 45 дней, в Констацию – 50 дней, в Рени может достигать 60 дней.

Оформление груза в европейском порту занимает 2-5 дней в зависимости от загруженности порта и подрядчиков. Следовательно, в зависимости от маршрута перевозки и ситуации на границе, груз из Шанхая в Украину может попасть за 50-80 дней.

Как изменилась цена услуги во время войны

Одним из важнейших преимуществ морских перевозок была именно цена. В течение всего 2023 года цена морской доставки оставалась очень лояльной и составляла, например, по маршруту Шанхай – Гданск около 1500 долларов США за 40ф контейнер. Однако внешние факторы вносят свои коррективы. Блокировка Суэцкого канала в декабре 2023 года привела к резкому росту ставок – в 4 раза. Пока ситуация немного стабилизировалась, однако ставки не вернулись на прежний уровень.

Также следует помнить, что груз из европейского порта нужно доставить в Украину. На рынке автомобильных перевозок из Европы тоже нет стабильности. Ставки растут из-за забастовок и подорожания топлива.

Альтернативой автомобильной перевозки из Гданска в Украину может быть железнодорожная контейнерная перевозка. Срок такой перевозки из Гданска в Киев составляет около 18 дней. Данный способ позволяет сэкономить на перегрузке, а в условиях растущих цен на автоперевозку, то и на стоимости доставки.

Пока украинские порты заблокированы из-за войны, логистические компании и клиенты вынуждены подстраиваться под ситуацию и принимать решения по доставке, как говорится, по обстоятельствам.

Безопасны ли морские перевозки во время войны

Безопасность перевозки по морю в европейский порт ничем не отличается от безопасности перевозки в довоенную Одессу. С командой профессионалов Profi Cargo Service можно заказать доставку грузов из дальнего зарубежья, например из Южной Кореи, Китая или Японии, и не переживать о безопасности товара.

Что касается военных рисков на территории Украины – здесь предсказывать трудно. Военные риски обычное страхование не покрывает. Однако некоторые страховые компании разработали пакет услуг по страхованию военных рисков. Стоимость страхования составляет от 5% стоимости груза. Целесообразно ли тратить такую сумму, чтобы иметь дополнительную гарантию, – клиент решает самостоятельно. Возможности на рынке страхования есть.
Для сравнения, страхование груза от обычных рисков стоит в среднем 0,3% стоимости груза.

Как заказать морскую доставку в Украину во время войны в 2024 году

Процесс организации морских грузовых перевозок_инфографика
Организация морских грузовых перевозок в 3 этапа

Самый простой способ – обратиться в логистическую компанию, которая предлагает в пакете своих услуг международные морские перевозки. Опытный логист подскажет оптимальный маршрут перевозки, порекомендует способ обработки и доставки груза из европейского порта в Украину, подробно проконсультирует клиента.

Ждем Ваших запросов.