С началом полномасштабного вторжения морские порты Украины были заблокированы для гражданского судоходства, прямые морские перевозки грузов в Украину стали невозможны. Поменялись маршруты доставки и сроки перевозки.
Логистика морских перевозок во время военного положения
Украина имеет выгодное географическое положение. У наших стран-соседей есть выход к морю. Поэтому новые пути доставки пролегли через порты Европы – в основном через польские Гданск и Гдыню, через румынскую Констанцию. Иногда используют немецкий Гамбург и голландский Роттердам, турецкий Стамбул. (Кстати, многие компании, которые производят и экспортируют генераторы в Украину, имеют свои офисы и склады именно в Стамбуле, а доставка генераторов из Турции в Украину в 2024 году имеет большую актуальность в связи с военными действиями, приводящими к частым перебоям в электроснабжении.) Далее груз следует автомобилем или железной дорогой в Украину.
Востребован в период военного положения маршрут в дунайский речной порт Рени. На сегодняшний день это единственный украинский порт, который принимает контейнерные суда. Доставка из стран дальнего зарубежья осуществляется в Констанцию. Далее речным судном контейнеры могут следовать по Дунаю в Украину. Конечно, у этого порта нет таких мощностей, как у одесских портов, однако именно сейчас он выручает. Только в 2023 году был побит рекорд по доставке контейнеров по Дунаю.
Что нужно знать при заказе доставки морем во время военного положения
Поскольку европейские порты – это транзитные порты для украинских грузов, то необходимо учитывать ряд факторов при заказе доставки по морю:
- Груз в Украину может направляться в контейнере или перегружаться в тентованную машину. Какой способ выбрать – зависит от характера груза, возможности перегрузки из контейнера в машину, места назначения груза в Украине. Часто доставка в контейнере дороже, чем перевозка с перегрузкой в автомобиль, поскольку в основном пустой контейнер нужно возвращать в европейский порт. Пробег автомобиля считается в 2 стороны.
- При доставке груза в контейнере должно быть достаточно безвозмездных дней пользования контейнером от судоходной линии во избежание дополнительных расходов на демередж (сверхнормированное использование контейнера).
- При вывозе груза следует оформлять транзитную декларацию Т1. Это дополнительные расходы.
- Стоимость перегрузки из контейнера в автомобиль зависит от вида упаковки. Механизированная перегрузка паллет обойдется дешевле, чем ручная перегрузка коробок.
До начала перевозки желательно предоставить опытному логисту параметры груза, требования к перевозке, чтобы получить корректную смету, оптимальный маршрут перевозки и сроки доставки.
Как изменились сроки морских перевозок во время войны
Перевозки грузов по морю всегда были достаточно стабильны по времени, и каждый заказчик мог примерно рассчитать время, через которое получит свой товар. Однако сейчас термины несколько сместились:
- из-за блокирования Суэцкого канала йеменскими хуситами транзитное время доставки через мыс Доброй Надежды выросло на 10-14 дней.
- все чаще блокируются украинские границы европейскими бастующими. Это добавляет значительные сроки (7-14 дополнительных дней) простоя автомобилей в очереди.
Сейчас транзитное время по морю, например, из Шанхая в Гданск составляет около 45 дней, в Констацию – 50 дней, в Рени может достигать 60 дней.
Оформление груза в европейском порту занимает 2-5 дней в зависимости от загруженности порта и подрядчиков. Следовательно, в зависимости от маршрута перевозки и ситуации на границе, груз из Шанхая в Украину может попасть за 50-80 дней.
Как изменилась цена услуги во время войны
Одним из важнейших преимуществ морских перевозок была именно цена. В течение всего 2023 года цена морской доставки оставалась очень лояльной и составляла, например, по маршруту Шанхай – Гданск около 1500 долларов США за 40ф контейнер. Однако внешние факторы вносят свои коррективы. Блокировка Суэцкого канала в декабре 2023 года привела к резкому росту ставок – в 4 раза. Пока ситуация немного стабилизировалась, однако ставки не вернулись на прежний уровень.
Также следует помнить, что груз из европейского порта нужно доставить в Украину. На рынке автомобильных перевозок из Европы тоже нет стабильности. Ставки растут из-за забастовок и подорожания топлива.
Альтернативой автомобильной перевозки из Гданска в Украину может быть железнодорожная контейнерная перевозка. Срок такой перевозки из Гданска в Киев составляет около 18 дней. Данный способ позволяет сэкономить на перегрузке, а в условиях растущих цен на автоперевозку, то и на стоимости доставки.
Пока украинские порты заблокированы из-за войны, логистические компании и клиенты вынуждены подстраиваться под ситуацию и принимать решения по доставке, как говорится, по обстоятельствам.
Безопасны ли морские перевозки во время войны
Безопасность перевозки по морю в европейский порт ничем не отличается от безопасности перевозки в довоенную Одессу. С командой профессионалов Profi Cargo Service можно заказать доставку грузов из дальнего зарубежья, например из Южной Кореи, Китая или Японии, и не переживать о безопасности товара.
Что касается военных рисков на территории Украины – здесь предсказывать трудно. Военные риски обычное страхование не покрывает. Однако некоторые страховые компании разработали пакет услуг по страхованию военных рисков. Стоимость страхования составляет от 5% стоимости груза. Целесообразно ли тратить такую сумму, чтобы иметь дополнительную гарантию, – клиент решает самостоятельно. Возможности на рынке страхования есть.
Для сравнения, страхование груза от обычных рисков стоит в среднем 0,3% стоимости груза.
Как заказать морскую доставку в Украину во время войны в 2024 году
Самый простой способ – обратиться в логистическую компанию, которая предлагает в пакете своих услуг международные морские перевозки. Опытный логист подскажет оптимальный маршрут перевозки, порекомендует способ обработки и доставки груза из европейского порта в Украину, подробно проконсультирует клиента.
Ждем Ваших запросов.